7 495 212 91 91
107023, РФ, Москва,
Барабанный переулок, д.3
info@keypartner.ru

Не доить, а любить.

18.10.2010

В негосударственном и несырьевом секторе российской экономики, который обеспечивает наибольший спрос на рабочую силу, занято, по разным оценкам, от 40 до 50 млн человек. Масштабная модернизация, если она приведет к увеличению производительности труда хотя бы вдвое, оставит без работы миллионы людей. Всем им потребуются новые рабочие места, причем места с достойной зарплатой и высокой культурой труда. Между тем в России есть регионы, не создавшие за последние двадцать лет, по сути, ни одного современного рабочего места.

В то же время существуют примеры кардинального улучшения инвестиционного климата на региональном уровне, благодаря чему увеличивается приток финансовых средств и создаются новые рабочие места. Так происходит в Ярославской, Ульяновской, Калужской, Белгородской областях, в Татарстане и некоторых других регионах. К примеру, несырьевая, дотационная Калуга впервые смогла обогнать сырьевой Сахалин и выйти в общероссийские лидеры по показателю прямых иностранных инвестиций на душу населения. Чем успешные регионы сумели привлечь инвесторов?

Во-первых, туда приглашают на готовые промышленные площадки и индустриальные парки. Значит, нет необходимости тратить массу времени и сил на то, чтобы подготовиться к запуску своего производства. Все вопросы с доступностью земли и инфраструктуры уже решены: оформлено межевание, участки поставлены на кадастровый учет, к ним подведены коммуникации, дороги и прочая необходимая инфраструктура.

Во-вторых, формируется благоприятная административная среда, учреждаются специализированные агентства по работе с инвесторами. На практике реализуется принцип создания единой проектной команды региональной администрации и инвестора. В агентстве концентрируется компетенция и административный ресурс. При этом инвестору не приходится бегать по десяткам инстанций, для него существует одно окно в агентстве и административное сопровождение всех стадий инвестиционного проекта. Администрация назначает так называемого прикрепленного офицера - сотрудника агентства, который берет на себя все необходимые контакты и обращения в инстанции, отслеживает прохождение многочисленных документов, связанных с проектом. Естественно, в этом случае нет коррупции, а сроки рассмотрения документов значительно сокращаются.

В-третьих, обеспечивается финансовая поддержка и налоговое стимулирование инвестиций. Здесь имеется широкий выбор инструментов.
Это и субсидирование процентной ставки по кредитам, и предоставление госгарантий, и прямое софинансирование, и разного рода налоговые каникулы (например, по налогу на имущество или по земельному налогу). Главное в том, что власти регионов, эффективно привлекающих инвесторов, не столько беспокоятся о выпадающих доходах (чем так грешит федеральный Минфин), сколько исходят из необходимости бюджетных инвестиций в расширение налоговой базы.

Та же Калуга для построения доступной инфраструктуры заняла около 6 млрд рублей.

А налоги от тех инвесторов, которых она в результате смогла привлечь, за полгода достигли 1,2 млрд рублей. По итогам года получится 2,5 - 3 млрд. То есть бюджетные инвестиции окупятся всего за два года.
Успешные регионы также решают проблему обеспечения инвесторов и тех производств, которые они создают, кадрами. Помогают и с поставщиками - тут важно не навязывание услуг местных организаций, а содействие в их привлечении, если инвестор действительно в этом нуждается. Наконец, принимаются меры по стимулированию спроса - через госзакупки, программы импортозамещения, поддержку экспорта и грамотную кластерную политику.

Важно, что реализуют все эти меры комплексно, с пониманием того, что инвестиционный климат формируется с помощью единого пакета мер.
Наконец, главная, базовая причина успешности регионов в улучшении инвестиционного климата состоит в том, что там формируется принципиально новая для России культура. Она основана на понимании того, что инвестора нужно не доить, а любить.

Главное в том, что власти регионов, эффективно привлекающих инвесторов, не столько беспокоятся о выпадающих доходах, сколько исходят из необходимости бюджетных инвестиций В РАСШИРЕНИЕ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ.

Профиль, 18 Октября 2010

Пресс-центр

red monitor