7 495 212 91 91
107023, РФ, Москва,
Барабанный переулок, д.3
info@keypartner.ru

Госзакупки без воровства дают ресурс для снижения страховых взносов

01.04.2011

Интервью президента «Деловой России» Александра Галушки газете RBC-Daily:

В среду президент Дмитрий Медведев неожиданно выступил с десятью тезисами, особый упор сделав на инвестиционную составляющую. По мнению предпринимателей, непосредственных «потребителей» инвестклимата, это лучшее из того, что сказала власть за прошедшие несколько лет.

О том, что именно бизнес ждет от озвученных инициатив и как их можно усовершенствовать, корреспонденту РБК daily Анастасии Литвиновой рассказал президент «Деловой России» Александр Галушка.

— Как бизнес в целом отреагировал на заявления президента?
— Президент четко и ясно определил центральное звено стратегии модернизации — это кардинальное улучшение инвестклимата, что с точки зрения государственной стратегии произошло впервые. Нам действительно нужны огромные инвестиции для масштабной модернизации нашей экономики и массового создания новых хорошо оплачиваемых рабочих мест. Улучшение инвестклимата, которое делает ведение бизнеса выгодным и безопасным и дает массовое создание десятков тысяч новых высокооплачиваемых рабочих мест, — лучшая стратегия модернизации. Кроме того, те меры, которые были предложены президентом, продиктованы реальными потребностями инвесторов. Прежде всего необходимостью снижения страховых взносов.

— Правительству поручено до 1 июня подготовить предложения по возможному механизму их снижения. То, что решение назревшее, вопросов не вызывает. А насколько реальное?
— Мы исходим из того, что решение о необходимости снижения страховых взносов заявлено президентом Российской Федерации, что не требует дополнительных комментариев.

— По вашему мнению, за счет чего можно снизить страховые взносы?
— Во-первых, снижением госрасходов. Ранее президент заявлял, что у нас 1 трлн разворовывается при госзакупках, при этом мы хотим при повышении страховых взносов получить 700—800 млрд. Получается странная ситуация, которую я описал бы формулой «за воров ответит бизнес». Госзакупки без воровства дают ресурс для удовлетворения потребностей соцфондов и снижения страховых взносов как минимум до прежнего значения.

— Вчера Владимир Путин призвал не подходить к вопросу снижения страховых взносов прямолинейно и искать комплексные решения. В частности, это относилось к росту акцизов...
— Такой подход полностью соответствует долгосрочному подходу «Деловой России». Нужно комплексное решение. Нужно рассматривать не отдельные налоги, а налоговую систему и то, как изменения в этой системе повлияют на экономическое развитие и социальные обязательства. Рост же страховых взносов сегодня — обнаженный нерв взаимодействия бизнеса и власти. Но в принципе мера со снижением страховых взносов укладывается и в общую потребность улучшения структуры налогов. Повышая те налоги, которые не оказывают существенного влияния на экономическое развитие и при этом у нас аномально низки (налог на имущество физлиц, акцизы на табак и алкоголь), следует снижать страховые взносы, НДС, налог на прибыль, то есть те налоги, по отношению к которым экономический рост весьма чувствителен. Это позволяет сформировать оптимальную структуру налогов, при которой стимулируется экономический рост и исполняются социальные обязательства.

— В каждом федеральном округе должны появиться инвестиционные уполномоченные. Какие перспективы у этой меры?
— В развитых странах такой омбудсмен давно существует. Более того, опыт развитых стран показывает, что институт обмудсменства в экономических вопросах движется по пути дальнейшей специализации: появляются отдельные омбудсмены на страховом рынке, отдельные — на финансовом. Этот институт доказал свою состоятельность. По моему мнению, уполномоченный должен быть выделенным из исполнительной власти и обладать специальными процессуальными полномочиями, в том числе очень важным правом вето на те решения в отношении предпринимателей, которые либо нарушают их права, либо ухудшают их положение. Важно, что президент отметил: помимо правовой экспертизы, которую проводит Минюст, нужна и экономическая, содержательная экспертиза, которую должно проводить Минэкономразвития. Также было бы правильным помимо уполномоченных по федеральным округам создать и пост общефедерального уполномоченного. Да, многие проблемы сосредоточены в регионах, но важен и взгляд федерального уровня. Плюс ко всему, стоит расширить сферу оценки регулирующего воздействия (ОРВ). Сейчас она касается лишь нормативно-правовых актов, которые потенциально могут создать административные барьеры. Стоит расширить круг вопросов: добавить налоги, тарифы и финансирование. Я уверен, что если бы в свое время реформа ЕСН прошла бы через процедуру ОРВ, то она изначально была бы более сбалансирована.

— По словам Дмитрия Медведева, необходимо «радикально повысить качество наиболее распространенных услуг, которые востребованы инвестиционным сообществом» (таможня, обслуживание в аэропортах, процедура регистрации, выдачи разрешений на работу и пр.). Какими мерами это можно сделать?
— Да, это проблемные участки для инвестклимата. Многие предприниматели не занимаются экспортом из-за таможни. Из-за нее они не могут гарантировать сроки поставки продукции за рубеж. Я знаю целый ряд примеров, когда экспортный потенциал не реализуется только в силу неэффективности таможни. Актуальны и вопросы виз и разрешений на работу. Если мы хотим, чтобы у нас работали квалифицированные кадры, нужно их упрощать. В качестве показательного примера приведу недавние слова Барака Обамы, который сказал, что если мигранты незаконны, но при этом высококвалифицированны, их следует легализовать. Чтобы качество услуг, необходимых бизнесу, появилось, нужна персональная ответственность сотрудников таможенных органов за исполнение всех обязательств по аналогии с ответственностью чиновников за ненадлежащее предоставление госуслуг (ее как раз недавно ввели). К тому же хорошей мерой могло бы стать создание экспортно ориентированных индустриальных парков.

— Отдельное поручение было направлено на разработку механизма рассмотрения жалоб на действие или бездействие госорганов, которые содержат обвинения в коррупции. Можно ли его чем-нибудь дополнить?
— Такое решение можно только приветствовать. По духу и смыслу его можно было бы дополнить возможностью подачи жалобы не только самими предпринимателями, но и бизнес-ассоциациями, к которым они относятся. Некоторые предприниматели боятся жаловаться напрямую. Под «зонтиком» бизнес-ассоциаций жалоб было бы намного больше.

— К середине лета должен быть создан российский фонд прямых инвестиций, его главная задача — привлечение прямых иностранных инвестиций. Насколько охотно пойдет иностранный капитал в страну после этого?
— Создание такого фонда соответствует одной из лучших международных практик, когда государство поддерживает прямые инвестиции через прямое софинансирование инвестпроектов. Создание общенационального фонда — очень действенная мера. Она фактически соответствует логике бюджетных инвестиций в расширении налоговой базы. Сейчас многие приходящие в Россию иностранные инвесторы с удивлением узнают, что у нас подобного софинансирования нет.

- Насколько меры, озвученные Дмитрием Медведевым, отвечают реальным нуждам улучшения инвестклимата и потребностям предпринимательского сообщества?
- Предложенные меры актуальны, конкретны и комплексны. Синергия мер способна дать ровно то, что нужно  инвесторам: ускорить реализацию инвестпроектов, увеличить их доходы и сократить риски.

Пожалуй, в целом наше отношение к инициативам Дмитрия Медведева описывают слова самого Президента, о том, что улучшение инвестиционного климата, создание новых производств и качественных рабочих мест - цель работы любого руководителя государства, любого правительства, любой правящей партии, любого руководителя региона, любого руководителя муниципалитета — словом, всех. Это - точно.

Пресс-центр

red monitor